История История полка
    Униформа     
1776~1803 гг.
1803~1825 гг.
Вооружение
Снаряжение
        Статьи         
"Веселки" русской кавалерии
        Лекции О. В. Соколова
   Документы    
Воинский устав о строевой кавалерийской службе 1844 года
Воинский устав о полевой кавалерийской службе 1799 года
Библиотека
Реконструкция     История клуба    
Альбом "Поход Москва-Березина" 1988 г.
Приезд В.В. Звегинцова в Москву
   Дела минувшие       
2007 год   
2006 год   
   Дела грядущие    
Состав эскадрона
Кавалерийские сигналы
        Униформа        
Мундир
Снаряжение
Вооружение
           Статьи             
Кодекс групп военно~исторической реконструкции

Тяготы службы русского улана в XXI веке

Аустерлиц~2003. Записки уланского маиора.

Лето~2006. 200 лет сражения под Пултуском.

А. И. Таланов. Бородино - как ж за державу обидно!

А. И. Таланов. Как все начиналось.

А. И. Таланов. Фестивал в Каменце-Подольском. Ка это делаетс «у них».

А. И. Таланов. Как все продолжалось.
       Творчество       
Первые маневры: Бородино 1994 г. в стихах и рисунках
Стихи - клубу
Хочу на Бородино!
      Законодательство   
      Мастерская   
            Лавка      
         Вербунок   
   Пресса - о нас 
 Чинам, состоявшим   в эскадроне 
           Ссылки       
Фотоальбом Гостевая книга  Форум Новости

Бородино - как же за державу обидно!

   А. И.Таланов
 

    Рейтар №41 (3/2008)

Умный и активный объяснит, как можно это сделать,
ленивый и тупой расскажет, почему этого сделать нельзя.


В
от и прошел очередной праздник, посвященный очередной годовщине сражения у деревни Бородино. И вызвал он столько эмоций, что молчать стало невозможно.
Напомню, что уже в 20-й (!) раз несколько десятков тысяч россиян едут за 120 километров от Москвы, чтобы увидеть реконструкцию этого великого сражения. И не только эту реконструкцию.
И в уже в 20-й (!) раз до тысячи реконструкторов едут туда же, чтобы эту реконструкцию провести. И не только для этого.
Что же получается в итоге? Ничего хорошего. И это наимягчайшее определение происходящего.
Давайте, для начала, подумаем, во имя чего вообще надо проводить такие праздники и кто должен их проводить.
В истории каждого государства были события, на многие годы, определившие дальнейшее его развитие, место в системе других государств. Таких событий, естественно, было не много. И память о них священна. Казалось бы, что любое нормальное руководство должно прикладывать максимум усилий для того, чтобы ежегодно эксплуатировать (простите за вульгаризм) эти события для повышения самооценки нации, развития патриотизма, сплочения, образованности и т.д. и т.п. и, даже для извлечения некоторой материальной выгоды. И в нормальных странах это с успехом делают. Мне довелось побывать на нескольких таких мероприятиях и в качестве участника, и в качестве зрителя, поэтому могу аргументировать свои тезисы конкретными примерами.
Статус мероприятия. В нашей истории можно отметить всего пять (!) событий государственной значимости: «Ледовое побоище» (не будем сейчас вдаваться в исторические споры – традиционно оно в этом списке), Куликовская битва, освобождение Москвы в 1612 году, Полтава и Бородино. События Великой Отечественной пока оставим за рамками нашего обсуждения. Всего пять! Их то можно было бы поднять на государственном уровне? Можно и нужно, но…
Пройдем по списку.
1. Кое-что делается в Пскове в память «Ледового побоища».
2. Силами города Тулы и музея на Куликовом поле проводятся праздники местного уровня.
3. События в Москве 1612-го года теперь Государственный праздник (красный день календаря), но как его отмечать еще не придумали и, кроме абсолютно идиотского фильма («1612-й год»), никто ничего не видел.
4. Грядущий в следующем году юбилей Полтавской битвы (300 лет!) вообще решили похерить, как бы ее и не было, как не было Северной войны, выведшей Россию на заметное место в Европе. Заметим, что все сетования на то, что Полтава теперь не Россия и отмечать Победу негде – ерунда! Надо только вспомнить, что в 1709 году на поле Полтавском был всего-навсего «вечерний банкет участников», а настоящие празднования происходили в Москве и Петербурге.
5. Бородино, где основная тяжесть организации лежит на районном городе Можайске и деревенском (не по уровню, а по местоположению) музее. Сверху, по принадлежности музея, присматривает Министерство культуры РФ, и в этом году подключилась Московская область.
Как видим, активного положительного участия федеральной власти нет (кроме некоторого финансирования), отсюда и печальные результаты.
Здесь обращу внимание читателей, что все написано исключительно для тех, кому дорого наше прошлое и, следовательно, наше будущее.
Организация мероприятия. Исходим из задачи мероприятия - привлечь максимально возможное количество зрителей, дать им возможность в полной мере почувствовать, погрузиться в эпоху, снабдить их необходимыми справочными материалами по событию, качественными сувенирами, книгами и т.п. Кроме того, дать возможность нормально добраться до места событий, отдохнуть, поесть, и потом нормально оттуда выбраться.
Что мы имеем сейчас?
Дорога. Напомню, что Бородино расположено в 120 километрах от Москвы. Можно ехать на электричке (от станции железной дороги до музея 3 километра), можно автотранспортом. Если вы приехали на электричке (она идет долго), то эти 3 километра придется пройти пешком, т.к. ничто и никто кто к музею не подвозит. Если на машине – потом тоже пешком, т.к. ближайшая стоянка в поле примерно на таком же расстоянии. Надо очень любить людей и сам праздник, чтобы заставить зрителей пройти 3 километра до музея, потом еще 1 до плац-театра (место, где происходит реконструкция сражения), потом, после двухчасового стояния и гуляния, отшагать 3-4-х километра обратно. По силам ли это детям, людям с не очень хорошим здоровьем? Да и всем остальным тоже такое не в радость. Послушали бы организаторы все слова, которые произносятся в их адрес в толпе на обратном пути. Здесь же не город, вокруг поля, и в непосредственной близости от места праздника, тоже. Но называется уйма причин, по которым использовать их под стоянку нельзя. Можно! Смотри эпиграф.
Для сравнения, чтобы показать, как делают по-людски, буду приводить два праздника – в Грюнвальде (Польша) и Ватерлоо (Бельгия). По статусу оба близки к Бородино. Сражение при Грюнвальде (1410 г.) разрушило Тевтонский орден и определило развитие на много лет большого региона (Прибалтика, Польша…), у Ватерлоо (1815 г.) закончилась эпоха Наполеона. И там, и там празднуются эти события с соответствующим размахом, можно сказать – государственным.
Так вот, Грюнвальд. Маленькое селение в 190 километрах от ближайшего большого города – Варшавы. Количество зрителей – примерно в 1,5 раза больше, чем в лучшие годы в Бородино (см. фото). И стоянки (выделенные участки поля) начинаются в 500 метрах от места действия. Удобно? Конечно, о людях подумали.
И еще. В Бородино после окончания сражения и участники, и зрители (кто в состоянии) сразу бегут к машинам. Уже проверено опытом, что, если не выедешь до 5-6 часов, будешь стоять в пробке, начинающейся за 40 километров от Москвы, и до дома доедешь только к ночи. И это понятно – почти сразу несколько тысяч автомобилей с поля вольются в поток из тысяч машин возвращающихся с дач москвичей – вечер воскресенья!
Грюнвальд. После окончания действия по бородинской привычке я рванул к стоянке. «Быстрее, - волновался я – до Варшавы почти 200 километров, трасса всего в два ряда, железной дороги тут нет, сейчас вся толпа на машинах и автобусах забьет шоссе». Не забьет. Во-первых, программа праздника на этом не кончается (об этом ниже). А во-вторых, сегодня суббота! Таким образом, программа до 9 часов вечера равномерно растянула исход людей с поля – никакой спешки, никакой автомобильной толчеи, свободная трасса - суббота. И участники имеют вечером прощальный отдых у костров, спокойные сборы утром и легкий свободный отъезд. О людях подумали!
До сражения.
Пребывание гостей праздника на поле должно быть, в том числе, максимально информативно для них. Что для этого делается сегодня? Ни-че-го! И эффективность мероприятия с точки зрения поставленных задач никем не оценивается. Провели, «галочку» в плане поставили, никаких ЧП не произошло – и ладно, забыли до следующего года. А что люди узнали, что увидели, к чему прикоснулись, что вынесли кроме усталости – всем по фигу. Где эпоха, люди, вещи? Нету! Надо бы учитывать, что процентов 90 зрителей совершенно «темные», мало что знают и еще меньше, что видели вблизи. И большое количество детей, которых надо учить и которым надо показывать.
Почему бы по дороге к плац-театру не поставить несколько человек с маленькими буклетами, в которых на 8-10 страницах краткое описание сражения, в цвете вид основных действующих лиц обеих армий и их характерные особенности. Полезная информация к предстоящему зрелищу. Уже будет что-то понятно как на футболе: ЦСКА – красно-синие, «Динамо» – бело-голубые. Кавалерист – это мужик на лошади, и не все кавалеристы - гусары. И экономически оправдано - раскупили бы минимум тысяч 15-20. Себестоимость тиража мизерная, а выручка? (Это к вопросу о затратах и окупаемости праздника, о чем поговорим ниже).
Лагерь обеих армий. Обязан быть показан. Естественно, не весь, а частично выделенный с этой целью, но обязательно. Когда-то рядом с музеем мы организовывали такой небольшой лагерь для показа быта армии, и пользовался он большим успехом у экскурсантов. (Как это сделано на Грюнвальде – см. фото). А рядом кусочек территории, где небольшой (человек 10-15) сводный отряд реконструкторов демонстрирует себя, предметы обмундирования и снаряжения, оружие. Сколько было бы желающих посмотреть это все вблизи, примерить что-то (специально для этого выделенное) и в этом сфотографироваться, посидеть на лошадке. Даже пострелять из настоящего ружья или пистолета под наблюдением инструкторов. Штук 10-15 образцов для этого или купить лицензионных за границей или специально сделать здесь и передать в собственность музея. Кстати, за все это тоже можно брать небольшую денежку (к вопросу о затратах и окупаемости праздника).
В значительной степени атмосфера эпохи создается ярмаркой. Так, на Грюнвальде (и во многих других местах) ярмарка состоит из 60-70 шатров и палаток (см. фото), где можно было купить по эпохе если не все, то очень многое: обувь, одежду (и светскую, и военную), головные уборы, оружие, керамику, ювелирку, книги, ткани, симпатичную сувенирку, солдатиков и т.д. и т.п. Причем люди и фирмы приехали из разных стран. Так, отличное оружие (холодное) привезли чехи, керамику – немцы. Ведь крайне важно, чтобы люди смогли увезти с собой что-то осмысленное, интересное, что напоминало бы о событии еще долго-долго. Например, на Грюнвальде покупалось много предметов военной одежды для детей, вплоть до полных комплектов – куртки, плащи, головные уборы. И оружия (хорошего качества пластик). Надо было видеть, с каким удовольствием дети все это тут же на себя надевали и щеголяли весь день. Понятно, что уже дома, все это будет предметом гордости в школе, во дворе. И, очень может быть, на следующий год они снова приедут, и привезут нескольких своих товарищей. И те тоже буду знать, и помнить о победе польского оружия. И гордиться этим. А что мы видим в Бородино? Две-три палатки с матрешками и свистульками да пять-шесть столиков (в лучшем случае) с книгами и солдатиками вдоль придорожной канавы у музея. Что, нельзя найти и инициировать наполнение полноценной ярмарки, специально к ней подготовиться? Можно, но – см. эпиграф!
Кроме того, настроение и атмосфера создается различными выступлениями и «аттракционами». Везде такие фестивали сопровождаются выступлениями фольклорных групп, всякими «стрельбами и метаниями». В этом году в Бородино звучал военный оркестр – уже хорошо. Правда, многим было не понятно присутствие «юных барабанщиц», но это теперь уже стало обязательным, «национальным» атрибутом любого праздника, независимо от его сути. А почему бы не пригласить пару исполнителей народных песен и романсов, группы исторического танца (такие тоже есть) и т.п.? Устроить состязания стрелков из лука с помощью наших «северных амуров» из Башкирии? И еще что-нибудь, для чего надо подумать с помощью головы. Можно, но – см. эпиграф!
После гуляния по всем этим удовольствиям людям свойственно перекусить. Сейчас мы имеем несколько палаток у музея и у плац-театра. Везде огромные очереди (для того, кто хочет в них стоять), завышенные цены и интересный ассортимент: единственное горячее – наше национальное блюдо под названием «шашлык», бутерброды, всякая вода и пиво. Интересно, что нигде больше, ни в одной стране я не встречал на таких фестивалях шашлыков. Может быть, это действительно наше национальное блюдо? Ничего не имею против шашлыка, но было бы правильно и впрямь кормить нашими традиционными блюдами. Надо просто это своевременно организовать, связаться с соответствующими организациями. Можно, но – см. эпиграф!
Зрители. Много и разных. Напомню, что именно для них делается этот праздник. Люди едут семьями, кампаниями, везут детей. Отрадно, что немало со школьниками автобусов, выделенных по линии органов образования. А где же участие нашей доблестной армии? Ведь событие бородинское – чисто военное! И армия в первую очередь должна была бы озаботиться пропагандой своего славного прошлого. Как видим – тишина… Речь даже не об участии в организации или проведении. Вывезли бы суворовцев, офицеров или солдат близлежащих частей, будущих политработников - слушателей академии (не помню, как она теперь называется, раньше была ВПА им. Ленина). И не просто вывезли на поле, а показали солдат и офицеров русской и французской армий, дали возможность все предметы «посмотреть руками», подержать оружие и т.д. Чтобы конкретная польза была. Так ведь нет – кому-то все по фигу.
Почти сорок лет назад я был в учебном центре под Псковом. И нас (солдат) возили на экскурсию по пушкинским местам (Михайловское, Тригорское), расположенным километрах в 30-ти от учебки. На всю жизнь запомнил места эти чудесные и музеи. А потому возили, что воспитательная работа в части нормально была поставлена. Конечно, были и политзанятия в Ленинской комнате, но Пушкин был тоже. Хотя военным он не был. Интересно было бы узнать у сотрудников музея Бородинского, сколько у них «военных» экскурсий за год бывает, и бывают ли вообще.
Теперь подошли к кульминации праздника – реконструкции сражения. Как известно, его обеспечивают клубы реконструкции, для которых Бородино все еще является главным событием сезона. О самом движении, его истории и проблемах особая статья в следующем номере. Здесь коснемся лишь нескольких моментов.
Размещаются участники в лагере. И, совершенно очевидно, что лагерь должен быть единым, но условно разделенным на «русскую» и «французскую» территории. Это упрощает решение вопросов его организации, поддержания порядка, учета прибывающих, снабжения и т.д. Кроме того, люди съезжаются со всей России не только для выхода на поле сражения, но и для общения в течение нескольких дней. И как же можно раскидать их по разным местам, расположенным на расстоянии нескольких километров друг от друга? Полный бред! Однако, печальная реальность.
Бородинское сражение уникально. Как ни в одном другом (может быть кроме Лейпцигского) в нем участвовали представители огромного количества европейских стран. И на его реконструкцию с удовольствием они съехались бы и сегодня. Думаю, что минимум порядка 1000 – 1500 человек из Германии, Франции, Польши, Чехии, Австрии, Великобритании и т.д., не говоря уже об Украине, Беларуси, странах Балтии, мы могли бы получить в гости. Но! - их не пустят через границу с их «оружием».
- не все захотят жить в лагере, возить их каждый день из Москвы долго и накладно. В районном же городе Можайске существует лишь одна гостиница – 12 номеров уровня начала 60-х. Новую начали строить 4 года назад, но никто не знает когда закончат.
- кто-то вообще должен заниматься привлечением иностранных участников и, по большому счету, иностранных туристов тоже. Ведь слово «Бородино» прекрасно известно в Европе и желающих поехать на сражение хоть отбавляй, но только на нормальных условиях. Можно всем этим заняться? Можно, но – см. эпиграф!
Парад участников. Он происходит везде и сопровождается представлением клубов. Вспомните Ватерлоо, Лейпциг, Эрфурт и т.д. Это делается для того, чтобы зрители увидели раздельно представителей разных родов войск и армий, да и клубам приятно. Ведь понятно, что перечисление комментатором всех подряд названий через запятую никому абсолютно ничего не говорит. У нас, однако, все именно так – все подряд и никакого нормального представления и парада. Кстати, о комментарии. Как правило, текст вполне профессиональный, но значительное число зрителей (если не большинство) его не слышит! Проверено лично и неоднократно. Не берусь судить о причинах, скорее всего неверная расстановка динамиков и их недостаточная мощность, но факт имеет место быть. Представьте свои впечатления, когда плохо понимаешь происходящее на поле и не слышишь комментария. Через 10 минут становится скучно, еще через 10 хочется уйти, что многие и делают. И еще о комментаторе. Мало иметь качественно написанный текст и обладать хорошим голосом. В нашем случае требуется именно комментатор, наподобие спортивного, который умеет эмоционально завести слушателей, держать их в непрерывном напряжении весь час, тогда ни один человек не уйдет до последнего момента, до последнего выстрела.
Само сражение. Сейчас об этом говорить не будем – сценарий, исполнение – тема отдельная. Но вот цитата из репортажа с места событий: «… и вот здесь мы подошли к весьма печальному моменту. По ряду обстоятельств выйти на поле с исторически достоверным оружием у большинства реконструкторов не было возможности. Мнения о том, чем был вызван этот запрет, расходятся, но факт остается фактом - «воевать» пришлось с винтовками Мосина - хорошо всем известными трехлинейками. Потому и штыков у большинства из участников не было. Последствия такое решение имело весьма печальные - ряд участников фестиваля просто отказался выходить на поле, что сократило ряды реконструкторов еще приблизительно на 200 человек. Да и штыковая без штыков смотрелась уже как-то не так...
Одной из причин, по которой на поле не допустили исторически достоверное оружие, было стремление максимально обезопасить и зрителей, и самих участников.» (газета «Красная звезда» от 17.09.08).
Этот замечательный факт – запрет на использование исторически достоверного оружия – как раз и показывает все отношение всех ведомств к событию. Что это не событие государственного значения, а просто некая местная тусовка, по прихоти судьбы попавшая в план мероприятий одного министерства и одного города и пока не хотящая оттуда уходить. Конечно, до исторической достоверности зрелища ни у кого из организаторов дела нет. Понятно также, что никакого беспокойства за участников быть не может – например, у хоккеистов из-за использования деревянных клюшек нередки травмы, иногда очень серьезные, но еще никто у нас, в отдельно взятой стране, пока не додумался заменить их на резиновые. Может быть, беспокоятся о зрителях, точнее, об определенной категории зрителей? Давайте вспомним Ватерлоо. На этой реконструкции главная трибуна расположена «за спиной» центральной английской батареи, которую постоянно ожесточенно атакуют французские войска. И несколько сотен солдат ведут огонь в направлении этой самой трибуны. А на трибуне - король Бельгии со свитой, дипломаты, генералитет стран НАТО (напомню, что штаб-квартира НАТО находится в Брюсселе). И ничего, стоят себе, смотрят. И не боятся, что кто-то в них выстрелит из «исторически достоверного оружия», хотя нигде в мире «обезопасить» его никому в голову не приходит. Равно и как заменить его трехлинейками. Кстати, глядя на эту трибуну, вспоминаешь о статусе нашего Бородино – похоже, что руководители государства посещают его один раз в 100 лет (!) – последний раз в 1912 году был император, в 2012 году, видимо тоже кто-то все же приедет. Ну, разве не местная тусовка, это Бородино? А мы все считаем, что это какое-то важное событие в истории нашего государства.
Что это не так, уверяют нас и наши СМИ. Конечно, количество их представителей на поле значительно. И, надо отдать должное, очень многие печатные издания репортажи дали, и тональность их весьма доброжелательна (не то, что лет 8-10 назад), спасибо им за это. Но телевидение наше (главный «влиятель» на умы россиян) еще не скоро поменяет отношение к истории вообще, и к Бородино в частности. Специально просмотрел (по архивам в интернете) все новости за воскресенье по основным 5-6 каналам. О Бородино ни слова! Зато о Дне города Москвы – весь день минут по 15-20 (!) в каждом выпуске новостей. Вот что значит статус мероприятия! Идем дальше. Сражение закончилось и, как писалось выше, все бегут к транспорту: участники, зрители, продавцы, повара, музыканты - все. В Грюнвальде не так, по уму. После сражения пауза часа на полтора – зрители могут передохнуть (стояли почти два часа), снова побродить по ярмарке, перекусить. Затем начинается конный рыцарский турнир. Для этого выстроено специальное ристалище, с трибунами, барьером и т.п. Потом концерт средневековой музыки, потом еще что-то, еще что-то, потом фейерверк. До 9 часов вечера. По ходу дела народ постепенно разъезжается. Довольный, тихо, спокойно. Можно аналогично поступить у нас? Можно, но – см. эпиграф! Каковы же общие впечатления остались у ряда зрителей от нынешнего праздника, в который, напомню, любое нормальное руководство должно прикладывать максимум усилий для того, чтобы ежегодно эксплуатировать его в целях повышения самооценки нации, развития патриотизма, сплочения, образованности и т.д. и т.п. ? Ограничусь только письмом, скачанным с одного из форумов (печатается с незначительными сокращениями): «Доброго времени суток!
Я не знаю, как со стороны участников (судя по форуму на реенакор - понравилось все), но со стороны зрителей было жутко. Я, конечно, понимаю стремление руководства МВД из любого праздника сделать полевые маневры для максимального количества своих сотрудников, но! На фиг так мерзко-то делать? Начнем с того, что машины посетителей останавливали и шмонали. Искали все страшное и ужасное, нашли складной нож, отобрали. Пока стоял в очереди на сдачу - не мог нарадоваться на ящик для трофеев - чего там только не было! Не спорю, зритель, способный притащить на поле кувалду на много кило, внушает ужас, но было и много еще более страшных предметов. Искренний ужас всех мэвэдэшников - тетка явно огородного облика, которая старалась объяснить, что едет в Песьево на дачу. Но нет! Страшная тетка поймана, и у нее отобрана большая садовая лопата! Там же некий лейтенант аккуратненько укладывал в ящик пластмассовый детский автомат МП-40 с шариками! К нему тоже приклеен протокол изъятия. Кстати, в ларьках у музея продавались эти же автоматы - и никто не пугался! Машины велели ставить, не доезжая до Семеновского, в чистом поле. Под присмотр полусотни гаишников. Кстати, моя машина стояла на сигнализации, и при этом таинственным образом некие злодеи выломали замок задней двери. Трудно не услышать дикие вопли сигналки! Или это просто способ выдачи зарплаты молодым сотрудникам? А оттуда, весело и вприпрыжку - пешочком... Ну, дорога туда по утру не напрягала, а обратно по жаре? У нас в компании девушка получила тепловой удар, падала с ног и блевала на каждый куст - но ни одна машина скорой помощи, ментов, гаи, омона, пожарных, мчс, мид, комиссии сексуальных реформ - никто вообще не тормознул, хотя ребята пытались даже дорогу перегородить... Одна машина скорой помощи застряла в толпе идущих, к открытому окну водителя подбежали, стали уговаривать помочь. Тот ответил - идите нах. На металлоискателях нас мурыжили, старались выцыганить большие пузыри с минералкой под предлогом, что положено здесь покупать! Блин, в ресторан со своей едой не пускают, и на поле тоже? А цены в ларьках - запредельные. Или эти доблестные охранники (кого и от кого?) имеют долю в этом бизнесе? Комментатора не было слышно (вернее, слышалось невнятное бормотание).
В свете стремления делать реконструкцию максимально аутентично - трехлинейки вызывают нервный смех. Неужели никто не читал о том, что треху изобрели не в 1812? Но это ладно, вип-персоны хочут шоу с стрельбой... Ну а количество всеразличных подразделений МВД - превыше всех похвал! Особенно порадовал омоновский броневик, уезжающий от наступающей русской пехоты в начале действа. Не иначе, это подмога французам поехала! То, что все участники были строем отправлены куда подальше - тоже не радует! Показать детям, как кто выглядел - не получилось. Хотя, в толпе зрителей бродили разные плюшевые личности, в псевдо-генеральской (или императорской - не разбираюсь) и кирзачах (хорошо, что не в кедах) - и активно фотографировались с желающими. То есть, появилось две породы реконструкторов - полевые солдатики с трехами, и фасонистые генералы и гусары специально для фоток... Про помощь медиков на обратном пути писал.
Резюме.
День милиции прошел на славу! Можно вешать новые погоны за классный праздник! В ближайшее будущее надо просто не пускать этих гражданских в неуставной форме, а просто провести боевые учения - омон против гаи. Складывалось ощущение, что это не военно-исторический фестиваль (как раньше), а очередная «акция» очередных «протри-ротов». Автобусами привезенные детишки с шариками, флагами, с дудками, париками, в одинаковых футболках, кричащие речёвки и кричалки. Ну, зачем мне, смотрящему на 1812 год, при этом слышать вопли "Россия - вперед, Евровиденье в Москве, е-е-е-е-е, камон!" Совсем резюме: ощущения мерзкие. Больше сюда ни ногой.
Простите, ежели кого-то сильно оскорбил и обидел - но наболело!»
Такие вот дела. И пусть нам напишет тот, кто нашел неправду в этом письме. Приятно читать, господа организаторы?
Так что же надо сделать, чтобы все было нормально?
Некоторые считают, что все дело в деньгах – дадут много-много бюджетных денег, они и праздник устроят хороший-хороший. Да, много-много денег – это хорошо, и многое устроить можно. А самим заработать недостающую сумму в дополнение к нынешней бюджетной? Нет! См. эпиграф!
Когда мы были в Ватерлоо, мне довелось поговорить с сотрудником его мэрии. Меня очень удивляло, как такой маленький городок смог поднять колоссальные расходы по празднику: 6 000 участников, которых бесплатно кормили, поили, «проживали», еще и платили за выступления? Да еще всякие артисты, фейерверки и т.п. Печально, как на больного, посмотрел на меня чиновник, но в нескольких словах все же объяснил. На праздник (а он идет нон-стопом с утра субботы до вечера воскресенья, включая всю ночь) приезжает более 100 000 зрителей. Все они живут, едят, пьют, скупают все, имеющее отношение к теме (магазины, кафе и рестораны работают в том же режиме, в т.ч. и ночью) и по «задранным» ценам. (Нас специально предупредили, чтобы ничего не покупали до понедельника, когда цены придут в норму). Плюс доходы от рекламодателей, плюс права на телетрансляцию (прямой эфир на всю Европу в течение всего сражения), плюс спонсоры. В результате город получает прибыль в размере своего годового бюджета. Вот так.
Некоторые оптимисты считают, что в рамках программы в соответствии с Указом о праздновании 200-летия Бородинского сражения тоже можно все вопросы решить. Да, несомненно, некоторые сдвиги будут, т.к. средства выделяются на 4 года весьма значительные. Что-то будет построено, издано, куплено. Но пройдет юбилей и все вернется «на круги своя», хотя что-то, конечно, и останется. Ведь дело не в деньгах, а в отношении. Будет выделено 4 миллиона на праздник или 40 миллионов – никто, никакой чиновник, телевизионщик, предприниматель-рекламодатель, банкир-спонсор и т.д. – своего отношения к событию не изменит. И Закон об оружии не изменится, и «скорая» не остановится. Это – идеология. Это ее менять и воспитывать надо всеми возможными способами.
В сложившейся же ситуации единственно возможное – изменить статус мероприятия, сделать его не красным днем в календаре (совсем не надо), а действительно государственно-значимым. Создать межведомственную комиссию из настоящих, заинтересованных профессионалов федерального уровня с широкими полномочиями по подготовке и проведению, способных всех «на уши поставить». Вот тогда, может быть, дело и будет.
В заключение замечу, что и эта статья, и множество других выступлений, статей, разговоров, писем и т.п. положения не исправят – все будет как прежде, и я, и все остальные это прекрасно понимают – просто за державу обидно.


   Продолжение следует

 
 
© КИР "Литовский уланский полк". Вебдизайн Федора Драгоненко.