История История полка
    Униформа     
1776~1803 гг.
1803~1825 гг.
Вооружение
Снаряжение
        Статьи         
"Веселки" русской кавалерии
        Лекции О. В. Соколова
   Документы    
Воинский устав о строевой кавалерийской службе 1844 года
Воинский устав о полевой кавалерийской службе 1799 года
Библиотека
Реконструкция     История клуба    
Альбом "Поход Москва-Березина" 1988 г.
Приезд В.В. Звегинцова в Москву
   Дела минувшие       
2007 год   
2006 год   
   Дела грядущие    
Состав эскадрона
Кавалерийские сигналы
        Униформа        
Мундир
Снаряжение
Вооружение
           Статьи             
Кодекс групп военно~исторической реконструкции

Тяготы службы русского улана в XXI веке

Аустерлиц~2003. Записки уланского маиора.

Лето~2006. 200 лет сражения под Пултуском.

А. И. Таланов. Бородино - как ж за державу обидно!

А. И. Таланов. Как все начиналось.

А. И. Таланов. Фестивал в Каменце-Подольском. Ка это делаетс «у них».

А. И. Таланов. Как все продолжалось.
       Творчество       
Первые маневры: Бородино 1994 г. в стихах и рисунках
Стихи - клубу
Хочу на Бородино!
      Законодательство   
      Мастерская   
            Лавка      
         Вербунок   
   Пресса - о нас 
 Чинам, состоявшим   в эскадроне 
           Ссылки       
Фотоальбом Гостевая книга  Форум Новости

Фестиваль в Каменце-Подольском. Как это делается «у них».

   А. И.Таланов
 
И
сторическая справка.
Каменец-Подольский (укр. Кам'янець-Подільський) — город в Хмельницкой области Украины, административный центр Каменец-Подольского района, один из древнейших городов края. Население чуть менее 100 тыс. чел. (на 2005 г.).

Город основан как крепость, имеющая важное геополитическое положение на границе христианской и мусульманской культур, пересечении сухопутных и водных маршрутов. Город входил в состав Киевской Руси, в XIII–XIV веках — Галицко-Волынского княжества, затем был завоёван татаро-монголами. Со второй половины XIV века захвачен Литвой; с 1430 года — Польшей, с 1463 года – центр Подольского воеводства, превращен в крепость.

В средние века Каменец был ремесленным и торговым центром, по своему развитию стоял в одном ряду с такими городами, как Львов и Киев. В 1672 году захвачен Турцией, но в 1699 году возвращен Польше. В 1793 году, после третьего раздела Польши, вместе со всей правобережной Украиной отошёл к Российской империи (1795-97 годах центр Подольского наместничества, в 1797-1917 годах – Подольской губернии). В 1918-1921 годах – главный центр формирования войск и дислокации военного руководства Украинской Народной Республики. С 1991 - в составе Украины.


   
С
 3 по 5 октября 2008 г. в городе проходил 4-й Международный военно-исторический фестиваль «Terra Нeroica». В этом году он был приурочен к 360-летию начала Освободительной войны под предводительством Б. Хмельницкого, т.е. реконструировал события середины ХVII века. Время чрезвычайно интересное, красивое и, самое главное, в заметном формате нигде в России не показываемое. Организаторами фестиваля выступили: администрация Каменца-Подольского, фестивальное агентство «Ратуша» (г. Каменец-Подольский) и Департамент военно-культурной антропологии (г. Киев). Состав участников приведен в приложении.



Фестиваль глазами участника подробно описан в статье А. Писарева (журнал «Армии и битвы» №10). Правда, описан фестиваль 2007 года, но с этой точки зрения он принципиально мало чем отличался от нынешнего. Я же постараюсь дать «картинку» со стороны зрителя, организации вообще и, естественно, сравнивая ее с нашими мероприятиями, в т.ч. и с Бородино. Имея журналистскую аккредитацию, я мог проходить везде и всегда, общаться со всеми, так что информация собралась.



Итак. Программа праздника.

День первый, пятница.
В течение дня: открытие выставок («Terra Нeroica» - прошлые годы, «История фортификации XV – XVII веков), на площади концерт хоровых коллективов из Каменца, Нежина и Киева. >
Вечером в Старом замке для участников и гостей фестиваля дружеский ужин (см. статью Писарева) в сопровождении выступления музыкальных исторических групп: «Баскери», «Run», «Spiritual Seasons» (Украина), «Musica radicum» (Россия), «Rabusba» (Чехия).

День второй, суббота.
В течение дня: концертная программа органной музыки, ярмарка «Каменец – город ремесленников», пресс-конференция для СМИ, шоу силачей «Серебряная подкова», развлекательная программа на площади «Под стенами ратуши».
14.00 до 15.00 парад участников по городу.
15.00 – 16.00 торжественное открытие фестиваля, представление участников на площади у ратуши.
17.00 – 18.00 реконструкция сражения.

День третий, воскресенье.
Показательный турнир лучников и торжественное закрытие фестиваля.


Итак, пятница. В течение дня заезд участников. Расселение в палаточном лагере «на задворках» крепости. Желающие могли поселиться в близстоящей, весьма приличной, гостинице. Этой возможностью воспользовались поляки («Крылатые гусары») – им вообще оплатили и проезд, и проживание, и некоторое число других участников, в т.ч. и из Москвы.
Вечером дружеский ужин во внутреннем дворе крепости. Волшебное зрелище! Вокруг вздымающиеся каменные стены с деревянными галереями, освещенные светом костров, факелов и, в некоторых местах, лампами, утопленными в землю. Масса людей в разнообразных одеждах «по эпохе».

Сам ужин организован предельно просто. Длинные деревянные столы, накрытые серым полотном. Никаких стульев или скамеек. На кострах готовится простое варево, раздаваемое в одноразовую посуду. Желающие большего, в т.ч. и пива (более крепких напитков не было), могут самостоятельно прикупить у особого стола. На смонтированной в углу небольшой сцене идут выступления фольклорных групп (см. общую программу). И весь вечер разноязыкое, прекрасное общение всех гостей!

Вечер торжественно открывали приветствия кошевого атамана Олексы Руденко («наполеоника» хорошо знает его как командира 2-го полка Легиона Вислы, г. Киев) и городского головы. (Вообще традиция дружеского «начального» (или «завершающего») ужина участников распространена повсеместно – от Ватерлоо (6 000 человек) до Каменца (500 человек). И это правильно. Ну, и как тут не вспомнить Бородино? Допускаю, что по техническим причинам собрать всех затруднительно. Но собрать хотя бы офицеров и руководителей клубов, дать возможность в неформальной обстановке пообщаться им не только между собой, но и с руководством Можайска и музея… Видимо, кто-то считает это ниже своего достоинства). Бросилось в глаза то, что городской голова был полностью одет украинским казаком! Забегая вперед, скажу, что и почти десяток работников городской управы (в т.ч. и женщины) тоже были одеты в исторические костюмы (см. фото). Более того, на торжественном открытии фестиваля на ратушной площади глава района тоже был не в рубашке с галстуком. Правда, в строгом костюме, «по чину», но рубашка была белая, с национальной вышивкой. Все это подчеркивает отношение властей к событию, к своей национальности, к своей истории. Кто-нибудь видел у нас в России кого-то из руководителей любого ранга на празднике хотя бы с элементами нашего национального в одежде? Я – нет, но я был, естественно, не везде. Пусть напишет тот, кто видел, всем будет интересно и полезно об этом узнать.


День второй, суббота. Парад участников. Красочное, яркое зрелище на улицах Старого города. Украинские и запорожские казаки, польская шляхта, крылатые гусары, янычары, русские стрельцы, шведские роты пикинеров и мушкетеров Густава Адольфа и т.д. Можно спокойно всех рассмотреть вблизи. О том, что все это будет, полно информации по городу (плакаты и фотовитрины с сюжетами прошлых фестивалей), по гостиницам и разным заведениям (разложены цветные буклеты с программой). Вообще администрация города прилагает огромное старание для «раскручивания» всевозможных мероприятий, ею устраиваемых постоянно. Этот фестиваль далеко не единственный, проходящий в городе и призванный привлечь жителей и туристов. За год там проходит международный фестиваль воздухоплавателей на шарах, какой-то кулинарный, и еще и еще. Всего штук 7 – 8. И на все едут, смотрят. А всего-навсего районный город. Но мозги есть у руководства и желание.

Торжественное открытие фестиваля на площади у ратуши. На площади плотно выстроены клубы, за оцеплением масса зрителей. Приветствие от различного руководства разных ведомств и рангов. Помимо традиционных слов о значимости таких мероприятий, их несомненной полезности, познавательности, патриотичности, обязательная благодарность участникам. И зрителям. Опять вспоминается Бородино. Кто-нибудь слышал слова благодарности участникам непосредственно из уст руководства? Раньше, много-много лет назад, когда все поголовно выходили к главному монументу, это было. Сейчас, может быть, слова эти там же и произносятся, но уже давно в церемонии участвует только парадный расчет и вся реконструкторская масса этого не слышит. Пустячок, но отношение, однако.
После приветствий представление клубов. Как положено, с выходом, иногда с некоторыми эволюциями, со стрельбой – шеренгами, караколем, одиночными. Из своего (!) оружия. Понятно, что идиотов, пытающихся заменить историческое оружие трехлинейками, среди организаторов не нашлось. И милиция спокойно и с интересом на все это смотрит. Кстати, о милиции. Пешая и конная, много, и в оцеплениях, и патрулями. Все спокойные, общительные, вежливые, доброжелательные.

Опять о Бородино. Как-то продвигаясь через толпу, мимо группы молодых милиционеров, слышу: - «Задолбали эти ряженые. И эти придурки толпами из Москвы – едут и едут. Опять в выходной тут торчать приходится». Вполне допускаю, что они неплохие ребята. Но им никто не объяснил, что это – праздник, нужный и важный. И что на них лежит серьезная задача – сделать этот праздник безопасным, комфортным для всех. И что не «ряженые» тут, а серьезные, инициативные люди, самые разные по профессиям, но болеющие за свою страну, за свою историю. А из Москвы едут не «придурки», которым делать нечего, а желающие увидеть, как это все происходило на этом месте. Просто те, кто были обязаны это им объяснить, этого не сделали. Догадайтесь почему.
Подхожу в Каменце к двум милиционерам, спрашиваю дорогу. Потом спрашиваю дальше, а не напрягает ли эта служба в выходные, два дня, с утра до вечера? Нет, конечно, - отвечают, - ведь праздник же, тепло, красиво, интересно. Да и происшествий тут не бывает. Вот так, почувствуйте разницу. Хотя и там, и там простые ребята-милиционеры, вряд ли чем-то существенно и по своему положению, и по жизни, отличающиеся друг от друга.

Снова Бородино. Воскресенье, до начала сражения часа полтора, у входа на поле болтается уйма народа - зрителей, участников, милиции. Идет группа реконструкторов, свернула куда-то не туда. Или рано. Или кому-то помешали. Начала не видел. Тут же крик кого-то из милицейских начальников – куда прётесь, и чего-то еще, гав-гав-гав. Правда, все в нормативной лексике. На тему «куда претесь», вспоминаю Ватерлоо. Время - начало второго ночи с субботы на воскресенье. Уже устали, весь день на ногах и пора бы возвращаться к автобусу, ехать на ночлег. Идем втроем (я, А. Михаленко и В. Шатерных – руководители клуба «Ахтырские гусары», дай Бог им обоим здоровья) по обочине узкого шоссе. Справа, навстречу, по дороге движется плотная толпа, как на демонстрации, неугомонных гостей праздника. Идем по узкой обочине гуськом. Вдруг, с ужасом замечаю идущих навстречу, также гуськом, по той же обочине, трех полицейских с овчаркой на поводке. Направо во встречную толпу не втиснуться. Слева канава, сухая, но глубокая, с очень крутыми склонами. Подошвы сапог кожаные, как пить дать, заскользят. Штаны белые, перчатки белые, а трава очень зеленая и очень пыльная. И потом снова наверх придется карабкаться. Ясно, что кто-то должен дорогу уступить, хоть по-французски и не понимаю, но к «куда претесь» на этом языке, по советской привычке, уже приготовился. Вдруг, когда между нами оставалось метров 5, с удивлением увидел, что все трое, вместе с собакой, дружно скатились в канаву, пропуская нас. Мы пролетели мимо, онемев от изумления. Даже забыв их поблагодарить, о чем я до сих пор сожалею. Отношение, однако.

Вернемся в Каменец. Клубы представились и разошлись на полтора часа готовиться к сражению. Особенно готовиться надобности не было (от площади до поля можно дойти за 5 минут), так что время употребилось на гуляние по центру, легкую еду и общение со зрителями. Зрителей было много. Главным образом, естественно, местные жители. Но немало и приехавших специально из других городов. Ощущалось это и в гостинице, где мы остановились. Кстати, о гостиницах. Я сам видел четыре. Три в самом центре и одну, современную, в 12 этажей, в 10 минутах ходьбы от Старого города. Наверняка есть и еще. Задал вопрос – как в таком небольшом и совсем небогатом городе «подняли» строительство крупной современной гостиницы? Все просто. Ее построила киевская фирма, работающая в этой сфере бизнеса. Почему она вложила весьма приличные деньги в этот проект? Много туристов в городе. А много их потому, что администрация города, как уже говорилось выше, постоянно работает над «завлекалочками» для них. В том числе, устраивая всякие фестивали. И в гостинице по местному каналу непрерывно идет полуторачасовой фильм о городе, его достопримечательностях, истории, современности. (Как тут не вспомнить Можайск с его 12-ю гостиничными номерами в старом доме и многолетний долгострой новой гостиницы. А ведь там тоже есть много разных туристических объектов и, самый главный, Бородино. И праздник Бородинский есть, но о его качестве см. предыдущую статью). Так что зрителей набралось немало. Конечно, намного меньше, чем в Бородино, но все же вполне прилично. Народ был весел и доброжелателен. Говорят преимущественно на украинском, редко на русском, но общаться можно свободно. Ни малейшего намека на межнациональные проблемы с русским населением или гостями. Похоже, что там таких проблем нет, хотя это и западная Украина. В центре города находится мемориал в честь воинов, погибших во время Великой Отечественной: тридцатьчетверка на постаменте, фамилии бойцов, Вечный огонь… Все ухожено, все цело, масса живых цветов.

В 17.00 началось сражение. Историческую «подложку» сценария привожу из программы: «после поражения в трёхдневной битве под Пилявцами (20-23 сентября 1648 г. разрозненные части коронных войск отступают на запад, пытаясь укрыться под защитой крепостей Волыни, Подолии, Галиции и центральной Польши. Один из отрядов коронных войск движется к стенам Каменецкой твердыни. Его на расстоянии дневного перехода преследуют войска левофланговой группировки казацко-повстанческой армии Б.Хмельницкого под общим началом полковника черкасского Максима Кривоноса . Задача отрядов Кривоноса – нанести коронным войскам на Подолии поражение, нейтрализовав их, заставив недвижимо укрыться в крепостях и не дать им возможности оказать помощь коронным и магнатским войскам, обороняющим Львов, являющийся главной целью удара основных сил казацкого войска и его союзников – крымских татар Тугай-бея. Территория, по которой продвигаются коронные войска, охвачена огнём крестьянского восстания, вспыхнувшего с началом казацкой войны.

Под стенами крепости, невзирая на полевые укрепления гарнизона, артиллерию и пехотное прикрытие, из слободы происходит внезапное нападение местных повстанцев "левенцов" (называли себя так в честь местного мифа о некоем драконе Левене) на колонну польских войск. В неравном бою коронные жовниры наносят повстанцам существенные потери, часть из них "гибнет", часть пробивается на соединение с основными силами казацкого войска.
Коронные войска проводят карательную акцию в крестьянско-ремесленной слободе, сжигая её.
После этого отряд коронного войска продолжает движение к крепости, под прикрытие передового артиллерийского шанца, обустроенного гарнизоном.
Появляются основные силы казацкого войска. Казаки-реестровцы, восставшие крестьяне, беглые "царёвы люди"-стрельцы, оставшиеся в живых "левенцы", татары и донские казаки разворачиваются к атаке на горящую слободу и укрывшихся за ней коронных жовниров. Обе стороны обстреливают друг друга из пушек и мушкетов.
Казакам удаётся оттеснить польские войска от слободы и развернуть боевые порядки против артиллерийского шанца. Коронные войска отвечают атакой гусарской хоругви (гусары без крыльев, так как в бою крылья снимались, а использовались лишь на парадах). Небольшой отряд казацкой конницы и казацкая пехота отражают атаку гусарии.
Пехотные формации сторон ведут бой на пространстве между горящей слободой и артиллерийским шанцем гарнизона. Пикинеры коронного войска под прикрытием мушкетного огня мушкетёрских рот и отрядов пехоты польско-венгерского типа пытаются своими 4-5-метровыми пиками отогнать казацкие войска от своих позиций.
Вспыхивают рукопашные схватки, стороны ведут мушкетный огонь по скоплениям пехотных отрядов противника. Артиллерия с обеих сторон поддерживает своих огнём. Понёсшая потери коронная кавалерия пытается остановить продвижение казацких войск.
Постепенно казакам удаётся переломить ход боя в свою пользу, и, не считаясь с потерями, нанести удар по артиллерийскому шанцу.
Казацко-повстанческие войска штурмуют артиллерийский шанец, и после ожесточённого "боя" овладевают им, захватив часть пушек и перебив артиллерийскую обслугу.
Коронное войско стремительно и в беспорядке откатывается под защиту неприступной цитадели над р. Смотрич.
Казацко-крестьянские войска выполнили боевую задачу – противнику нанесены тяжкие потери, он деморализован и не сможет оказать существенной поддержки обороняющимся под Львовом отрядам коронных войск и отрядов войск магнатерии под командованием Тышкевича и Вишневецкого».
Подробно описывать реконструкцию боя не буду, снова отсылаю к статье А.Писарева, все было схоже и в этом году. Отмечу лишь следующее. Удовольствие от зрелища этого боя получаешь огромное. Видел средневековые схватки много раз, сражения наполеоновской эпохи – бессчетно, но этого времени еще не доводилось и это что-то особенное. Другая эпоха, свои построения и принципы действий, другое оружие и т.д. А одежда! А увидеть боевую работу фаланги пикинеров «вживую»! Конечно, мы видели это в кино (например, в фильме «Капитан Алатристе» - битва при Рокруа), но в том и прелесть реконструкции – все «живьем» впечатляет намного сильнее. И, как и должно быть, нормальная стрельба, нормальная пиротехника.
Сражение закончилось и снова, до позднего вечера город гулял. Концерт на ратушной площади, битком забитые все «едальные» заведения в Старом городе, ярмарка. Прекрасная атмосфера праздника и единения людей.
Когда уже в Москве обсуждали тему фестивалей, то сначала скептики говорили – ну, в Западной Европе, конечно, там 40 лет уже проводят, традиции. Да, в Западной Европе 40 лет. А Польша? Уже Восточная Европа, и там научились, см., например, Грюнвальд. А Каменец? Теперь и Украина присоединилась, совсем уже так называемое «постсоветское пространство». Так что же мы за 20 (!) лет не научились ничему? Научились, но, как показывает прошлое Бородино - не тому.

И еще. В Каменце меня спрашивали, не собирается ли Москва проводить что-то подобное на это время, ведь события 1612 года (т.е. XVII век) теперь Государственный праздник? А то ведь сам видишь, почти 500 бойцов из 6 стран готовы участвовать. Что тут ответишь? Может, кто из читателей ответ знает?

Резюме.
Замечательный праздник. Огромная благодарность местной администрации, Алексею Руденко (кошевому атаману), Александру Зарембе (казаку). Следующей осенью Каменец-Подольский снова примет реконструкторов и гостей. Советую поехать – не пожалеете.


Приложение

В фестивале участвовали следующие клубы и военно-исторические группы:

Казацкие и повстанческие войска.
1). "Киевский реестровый казацкий полк" (Украина, гг. Киев / Одесса /Николаев / Севастополь / Донецк /Полтава /Лубны);
2). "49-тая орта янычар", из которой часть участников одновременно члены ВИГ «Киевский реестровый полк» (Украина, г. Киев);
3). Военно-историческая группа "Повстанська купа Морозенка" (Украина, г. Каменец-Подольський);
4 "Перекопская орда " (Украина г. Киев);
5). Военно-исторический клуб "Шатун", донские казаки (Россия, г. Волгоград);
6). Межклубное военно-историческое объединение «Московские стрельцы» (Россия, г. Москва);
7). Военно-историческая группа «Чигиринский реєстровый казацкий полк» (Польша, сборная команда из нескольких городов);
8). «Хоругвь казацкая (панцерная) гетмана Тадеуша Пагиньского» (Польша, г. Ґнєв);
9). Каскадерская группа «Джигит» (Польша, гг. Гнєв / Гданськ);
10. Группа «Запорожские казаки» (Чехия, г. Ческие-Будейовицы)

Коронные войска Речи Посполитой
11). Военно-историческая конная группа «Гусарская хоругвь маршалка воеводства Поморского» (Польша, г. Гнев);
12) Военно-исторический клуб «Келецкое артиллерийское братство» (Польша, м. Кельцы);
13). Военно-историческая группа «Гвардия великого литовского гетмана Януша Радзивилла" (Белоруссия, гг. Минск / Бобруйск);
14). Первое польское турнирно-фехтовальное товарищество «Лига баронув» (Польша, г. Варшава);
15). Военно-исторический клуб «Рондашер» (Россия, г. Москва);
16). Военно-историческая группа «Затяжная (наёмная) рота пешая», пехота польско-венгерского типа (Польша, г. Варшава);
17). Военно-исторический клуб «Civil Band Regiment» (Польша, гг.Варшава, Краков);
18). Военно-историческая группа «Посполитое рушение (ополчение) земли Тыкочинской» (Польша, г. Тыкочин);
19). Военно-историческая группа «Волонтерская рота из Кельц» (Польша, г.Кельцы);
20). Военно-исторторический клуб «Куявское братство шляхетское» (Польша, г. Куява);
21). Военно-историческая группа «Вольная компания сарматская» (Польша, гг. Вроцлав, Болков);
22). Военно-историческая группа «Рыцарская хоругвь земли Люблинской(Польша, г. Люблин);
23). Военно-исторический клуб «Замойское братство рыцарское (Польша, г. Замостье);
24). Военно-историческая группа «Гуфец («отряд», «копьё» рыцарства Малопольского «Leliwa» (Польша, г. Сандомир);
25). Военно-исторический клуб "Товарищество артиллерии старинной "Арсенал" (Польша, г.Варшава);
26). Военно-исторический клуб "MAGNA MORAVIA" (Чехия, г. Шумперк);
27). Военно-исторический клуб "Altblauregiment" (Чехия, гг. Оломоуц /Брандыс-над-Лабой / Штрамберк /Дольни Добруче);
28). Военно-исторический клуб "Corporal" (Чехия, м. Градец Кралове).

Общее колличество участников: 502.
Военно-исторические лагеря из исторических палаток и шатров: 2.
Неисторический лагерь: 1. Общее число палаток и шатров – до 200.


Комбатантов: 455. Пехоты: 398. Артиллеристов: 36. Кавалерии: 21.

Артиллерии: 5 полевых орудий, один "орган смерти" на 7 стволов, одна казацкая "ожига" об 11-ти стволах, 2 серпентины. Общее количество стволов – 25.

Пиротехника: 44 заряда ИМ.

наверх

Кошевой атаман Алексей Руденко
Кошевой атаман Алексей Руденко
Польские “крылатые гусары”
Польские “крылатые гусары”




















Фрагмент сражения под Каменец-Подольским
Фрагмент сражения под Каменец-Подольским
Польские “крылатые гусары”
Польские “крылатые гусары”















Участники фестиваля (Янычары)
Участники фестиваля (Янычары)
Участники фестиваля (пикинеры шведской армии Густава Адольфа)
Участники фестиваля (пикинеры шведской армии Густава Адольфа)















Польская шляхта
Польская шляхта
Московские стрельцы
Московские стрельцы













Участники фестиваля
Участники фестиваля
Открытие фестиваля в Каменце-Подольском. Обращает внимание одежда официальных лиц на сцене и здоровающихся с участниками внизу.
Открытие фестиваля в Каменце-Подольском. Обращает внимание одежда официальных лиц на сцене и здоровающихся с участниками внизу.


















Панцирная кавалерия
Панцирная кавалерия
















наверх

 
 
© КИР "Литовский уланский полк". Вебдизайн Федора Драгоненко.