История История полка
    Униформа     
1776~1803 гг.
1803~1825 гг.
Вооружение
Снаряжение
        Статьи         
"Веселки" русской кавалерии
        Лекции О. В. Соколова
   Документы    
Воинский устав о строевой кавалерийской службе 1844 года
Воинский устав о полевой кавалерийской службе 1799 года
Библиотека
Реконструкция     История клуба    
Альбом "Поход Москва-Березина" 1988 г.
Приезд В.В. Звегинцова в Москву
   Дела минувшие       
2007 год   
2006 год   
   Дела грядущие    
Состав эскадрона
Кавалерийские сигналы
        Униформа        
Мундир
Снаряжение
Вооружение
           Статьи             
Кодекс групп военно~исторической реконструкции

Тяготы службы русского улана в XXI веке

Аустерлиц~2003. Записки уланского маиора.

Лето~2006. 200 лет сражения под Пултуском.

А. И. Таланов. Бородино - как ж за державу обидно!

А. И. Таланов. Как все начиналось.

А. И. Таланов. Фестивал в Каменце-Подольском. Ка это делаетс «у них».

А. И. Таланов. Как все продолжалось.
       Творчество       
Первые маневры: Бородино 1994 г. в стихах и рисунках
Стихи - клубу
Хочу на Бородино!
      Законодательство   
      Мастерская   
            Лавка      
         Вербунок   
   Пресса - о нас 
 Чинам, состоявшим   в эскадроне 
           Ссылки       
Фотоальбом Гостевая книга  Форум Новости

Как все продолжалось

   А. И.Таланов
 

    Рейтар №44

К

ак я уже говорил в начале статьи (см. «Рейтар» №42, «Как все начиналось»), нынешнее состояние дел в Движении военно-исторической реконструкции, в том числе и печальных дел, во многом есть результат нашей же деятельности. Точнее, нашей бездеятельности. Напомню основные направления реконструкции: Средневековье, XVII век, наполеоника, Первая мировая, Вторая мировая. Из них старейшим и наиболее многочисленным (по приблизительным оценкам порядка 1500-1700 человек) является реконструкция событий наполеоновской эпохи. Вот на примере этого направления (не забывая, однако, и остальные) посмотрим, что было, что стало и что будет.

В развитии Движения можно, на мой взгляд, выделить два периода.

1. 1988-1998 – период подъема и развития.

2. 1999-2009 – период упадка и развала.

Изначально в нашей стране Движение реконструкции (далее – Движение) имело две основные составляющие: военную (боевую) и повседневную (бытовую). Причем вторая имеет несколько большее значение, т.к. «работает» постоянно, в отличие от первой, проявляющейся лишь несколько раз в год во время мероприятий. И только наличие обеих составляющих делает Движение полноценным, социально значимым явлением, достойным уважения и достойным участия в нем нормальных людей . Попробуем проанализировать состояние этих составляющих.

Составляющая военная (боевая) .

Она включает в себя:

1. Наличие и качество обмундирования, снаряжения, вооружения, историчных бытовых предметов.

2. Качественную подготовку (как боевую, так и строевую) одиночного бойца (в т.ч. командира) и подразделения в целом.

3. Умение адекватно вести себя и вне поля боя – на биваке, во время свободного перемещения по населенному пункту в свободное время, при общении с населением.

4. Знание эпохи, событий реконструируемого периода, основных действующих лиц, знание истории своей части, ее участие в этих событиях, ее отличия и награды, персоналии.

 

Пойдем по порядку.

Пункт первый . Наверное, единственное, что колоссально выросло за все годы, так это наличие и качество обмундирования, снаряжения, вооружения, историчных бытовых предметов. В этом плане (за исключением «бытовухи») большинство клубов на должной высоте, что признают даже организаторы и участники мероприятий за рубежом.

 

Пункт второй . Беда. Только малая толика клубов, 10 – 12, не более, способна показать должную выучку. В остальных все так же весьма приблизительное представление о приемах с оружием, неумение идти на марше в ногу, поворачиваться по команде всем в одну сторону и т.д и т.п. Помню выступление в 1990 году на каком-то празднике, проходившем в Москве, в парке им. Горького. В программе был и проход сводной реконструкторской колонны, который наблюдал тогдашний министр обороны маршал Язов. Я стоял при этом рядом с ним среди его свиты и готов был провалиться от зрелища этого прохода. В прошлом году имел «удовольствие» наблюдать шествие примерно такого же качества. То есть почти ничего не изменилось за 20 лет. Неужели непонятно участникам, что это производит жуткое впечатление на нормальных зрителей, особенно у военных или когда-то служивших? Когда-то, в первом периоде, по крайней мере, в Московском корпусе ставилась задача довести строевую подготовку чинов до уровня роты почетного караула. Не получилось. А теперь даже близкая задача не ставится вовсе.

 

Пункт третий . Как достижение можно отметить почти поголовное соответствие внешнего вида жителей бивака соответствующей эпохе. Но бивак есть бивак, там люди занимаются хозяйственно-бытовыми делами, отдыхают вдали от чужих глаз и военные аспекты не особенно важны. В остальных небоевых ситуациях - беда. Стоило бы вспомнить, что недопустимо появление чинов за пределами своего расположения (бивак, казарма) в непотребном виде. Однако такую картину наблюдаем повсеместно. Чины бродят в чем угодно и как угодно, представляя собой некие живописные группы, порой неподдающиеся идентификации, а не солдат регулярной армии, пусть и на отдыхе. На одном из съездов, кажется в 1997 году, впервые прозвучал термин - «группы отдыхающих на фоне исторических памятников». Тогда он имел резко негативный смысл и редкие клубы, к которым он применялся, отчаянно негодовали и обижались. Теперь же к числу таких «групп» можно отнести чуть ли не большинство клубов.

Еще замечу, что в реконструируемых временах 1917 год еще не наступил и приказ №1 по Петроградскому гарнизону еще не опубликован, потому обязательное взаимное приветствие всех чинов остается в силе.

Когда-то, много лет назад, на одной из лекций по армейской дисциплине и психологии нам доходчиво объясняли суть приветствия.

- Когда вы, к примеру, лейтенант – говорил наш преподаватель, - вынося в пижаме мусор из дома, встречаете соседа-майора, которого вы не переносите, то можете его не замечать и не здороваться. Но, встретив его же утром по дороге на службу, когда вы оба уже в мундирах, вы обязаны его приветствовать, поскольку вы приветствуете не гражданина Иванова, а майора, мундир Советской армии. И он обязан вам ответить.»

Должен еще напомнить хрестоматийный пример. На одной из лекций в императорской академии лектору задали вопрос:

- понятно, что младший по чину первым приветствует старшего, а что делать, если оба в одном чине?

- тогда первым приветствует тот, кто лучше воспитан – последовал ответ преподавателя.

В первом периоде жизни Движения это правило соблюдалось, теперь же стало скорее исключением.

Тут же вопрос и о дисциплине вообще в рядах Движения. Ранее, особенно в Московском корпусе, существовало жесткое правило – как надели форму, так вступают в действие законы военного времени. Теперь же нередки случаи прямого неповиновения во время мероприятий старшим по чину, в т.ч. руководству организаций. В качестве основания говорится, что я его (их) не выбирал, не назначал, и для меня он (они) не указ. Обращу внимание на то, что в стране под названием Россия тоже не все выбирали Президента, не все выбирали депутатов Думы, но подчиняются все. Кто не хочет, может уехать в другую страну. Так и у нас в стране под названием Реконструкция – или должен подчиниться ее руководителям и ее законам, или уехать в другую страну, например в Толкинию, Страйкболию или еще куда.

Все вышеозначенное является несомненными признаками второго периода – периода упадка и развала.

 

Пункт четвертый . Тоже беда. Что было характерной и важной чертой реконструкторов первого периода? Прежде всего, высокий уровень исторической подготовки, как офицеров, так и нижних чинов, включая совсем юных, подростков. Это объяснялось тем, что большинство людей пришло из Военно-исторических клубов (ВИКов), сформировавшихся, прежде всего на основе всепоглощающего интереса к военной истории во всех ее аспектах. И создание подразделений Движения стало лишь естественным развитием этого интереса. Теперь же среди чинов Движения появилось весьма значительное число неких персонажей, для которых весь смысл участия заключается в возможности побегать по полям с оружием и периодически покрасоваться в форме. Как-то в Бородино на биваке один из старых командиров пожаловался мне на отсутствие интереса именно к истории у своих молодых подопечных. Разговариваю с ними, задаю несколько вопросов. Сидят, потупив глазки.

– А нам все эти события не особенно интересны, - говорят, - нам бы что-нибудь почитать про форму.

Господи, да форма - это всего лишь одна из внешних сторон армейского обихода. Важная, характерная, интересная, но только одна из. Молчат.

Помню, в 1919 году на съезде В.Ленин озвучил программный лозунг: «Социализм – это советская власть плюс электрификация всей страны». Тогда мы справились с электрификацией, и это было благо. Теперь же программный лозунг опасно изменился: «Россия – это деньги плюс идиотизация всей страны». И что, мы сами теперь радостно выполняем его вторую часть? И кто мы после этого?

Замечу еще, что подавляющее большинство серьезных работ по эпохе, изданных за последнее время, принадлежит перу именно старых реконструкторов. Напомню лишь монументальную книгу О.Соколова «Армия Наполеона», его же двухтомник «Аустерлиц», уникальную работу И.Ульянова «Русская пехота в бою. 1812 г .», книгу д.и.н. В.Земцова о наполеоновской армии 1812 года, а еще была «Первая польская кампания» В.Шиканова, «Повседневная жизнь русского гусара» А.Бегуновой и т.д. А где новые имена?

 

Едем дальше.

Составляющая повседневная (бытовая ). Как говорилось выше, имеющая даже большее значение, чем первая, поскольку должна работать постоянно.

Она включает в себя:

1. Работу с личным составом по его уставному обучению и совершенствованию «материальной части».

2. Клубную работу по изучению и реконструкции повседневной жизни армии, ее истории и истории реконстуируемой части. Организацию «боевых» и мемориальных мероприятий на доступном клубу уровне и участие в аналогичных мероприятиях по клубной тематике, проводимых другими организациями.

Снова пойдем по порядку.

Пункт первый .

Если с «материальной частью» в большинстве клубов дела двигаются нормально, то с подготовкой - беда (см. выше). Но есть же ряд клубов, в которых она поставлена на достойном уровне. Весьма многочисленные Московские драгуны прекрасно работают и в строю, и в бою. Хороши Сибирские гренадеры (Н.Гилев). Многие кавалерийские клубы серьезно относятся к занятиям верховой ездой. В объединении гвардейской кавалерии и стрелков Императорской фамилии (С.Оболенский, Н.Бордунов) практикуется и езда, и обучение в пешем строю, как парадном, так и боевом. Причем унтера реально учатся по уставу и обучают рядовых. Пажи реально сдают экзамены комиссии по верховой езде, военной истории и военной топографии. Есть другие достойно подготовленные клубы, в том числе и французские. Но все они общую картину исправить не могут. Причина, на мой взгляд, в том, что именно клубная работа у большинства поставлена вообще никак – отсутствуют регулярные полковые собрания, учения, сборы и т.п.

Даже свободное время на мероприятиях не используется должным образом. Помню, на фестивале в Солнечногорске выдача оружия и патронов шла около двух часов, и все это время люди болтались без дела, хотя некоторым клубам очень не помешало бы хоть немного поработать в строю. В результате при построении знамя оказалось на левом фланге, ранжира никакого и т.д – см. выше.

 

Пункт второй .

О низкой общеисторической подготовке членов клубов упоминалось выше. Особо надо отметить колоссальную разницу в подходе к изучению и пропаганде истории «своих» полков. В клубах встречаются «персонажи», которые не знают ничего, кроме своего названия. К счастью, есть и те, в которых работа движется. Так, Ахтырские гусары (А.Михаленко) создали краткую историю своего полка, вышедшую под названием «И жили дружною семьею солдат, корнет и генерал…», включив туда и материалы о жизни своего клуба. Клястицкие гусары (в 1812 г . - Гродненские) инициировали переиздание в полном объеме своей полковой истории, доведя ее до 1918 года на основе специально проработанных архивных материалов. Можно назвать еще ряд работ: «Российский полк с финским именем (Оровайский пехотный)» (А.Кручинин, Екатеринбург), «История 194-го пехотного Троице-Сергиевского полка» (Д.Лобанов, Л.Ощепков, Пермь), «Финляндцы, вы стяжали славу» (С.Малышев, С-Петербург), «Уфимский пехотный полк» (Р.Рахимов, Уфа), «Брянский пехотный полк» (Ю.Слюнченко, Брянск). Список можно продолжить, но немного. Понятно, что не все клубы «потянут» выпуск целых книг по своим полкам, но подготовить небольшую памятку по истории для внутреннего пользования, раскатать два десятка экземпляров на принтере – по силам каждому. Классную выставку военных вещей организовал в Бородинской панораме клуб «8-я линейная полубригада». И даже каталог вышел (см. фото). Как видно из приведенных примеров, активно всем занимаются только «старые» клубы. Но этим же заниматься надо !

То же можно сказать и о практике отмечать один из наиболее важных дней – день полкового праздника. Много ли клубов его отмечают? У Литовских улан была традиция в этот день выезжать в Бородино к памятнику полку. В объединении гвардейцев есть попытки праздновать День гвардии. В течение почти двадцати лет Ахтырцы приезжают в Новодевичий монастырь на могилу вечного шефа полка Д.Давыдова в день его смерти. И только иногда проскакивают редкие объявления о сборах еще некоторых частей. Абсолютно ненормальное явление. А когда-то такие мероприятия организовывались. Вспомните празднование 200-летия Московского гренадерского полка. В программе не было ничего особенного: церемония у памятника гренадерам – героям осады Плевны, марш оттуда до Якиманки к церкви Ивана-воина (см. фото) и молебен. Вечером – «посиделки» в ДК. Что-то подобное без проблем по силам организовать и сегодня. Раньше и Московский корпус, если не выезжал в свой день на маневры, выходил на торжественный марш в Сокольниках (см. фото) и присутствовал на службе в тамошнем храме. Но этим же заниматься надо!

Кстати, о церкви. Понятно, что дела веры суть дела сугубо личные. Но значительное число чинов Движения – верующие православные, да и армия российская была в массе православной и богослужения в праздничные дни всегда входили в программу. Почему бы не возродить эту традицию и сегодня, «привязавшись» к двум-трем основным военным праздникам? Собраться в той же церкви Ивана-воина – и место удобное, и храм соответствует. Отстоять службу и устроить праздничный обед в ближайшем заведении, пообщаться. Тем более, что в 50-ти метрах от храма есть кафе, в числе совладельцев которого известный многим бывший улан Женя Матузов, всегда можно договориться. Но этим же заниматься надо!

И совсем уже вопиющим случаем стал отказ так называемых чинов Семеновского полка выйти на церемонию открытия памятника семеновцам в Москве. Можно быть несогласным с концепцией памятника, его художественным исполнением (кстати, он совсем неплох), но чтобы совсем проигнорировать его открытие – в былые времена такое даже представить себе невозможно. К чести Движения его представители на церемонии все же были – чины Московского пехотного полка, благо, обыватели полковых различий не понимают. Замечу, что на такое мероприятие должны были бы выйти вообще ВСЕ московские клубы, но ….

Участие в Движении есть дело добровольное, но, как в любом деле у его участников есть и права, и обязанности. Однако об обязанностях на втором периоде существования Движения слишком многие забыли.

Москва вообще за многие последние годы утратила инициативу проведения мероприятий. Они проходят везде, но не тут. Приведу примеры по всем периодам истории по хронологии реконструкции:

- средневековье (Тула, Псков, Выборг, Куликово поле)

- 17-й век (Новый Иерусалим)

- наполеоника: много, можно не перечислять, но не Москва. Например, в этом году было Янино под Питером – « Хочется выразить большую благодарность … , которые организовали и провели этот замечательный фест. Ведь там все забыли, что бывают проблемы с вёслами, не видели ни одного мента. А также был устроен душевный банкет, с концертом, кино и фейерверками, вкусными блюдами и тёплой атмосферой, - так написал один из участников на форуме, - там я, наконец вживую пообщался с господами Улановичем, Такшеевым, Сапрановым, Фабием и другими, с которыми я раньше общался только в сети. В общем, всё было здорово, надо всячески развивать это направление.»)

- Первая мировая (С-Петербург, Солнечногорск, Ногинск, Фрязино и т.п.)

- Вторая мировая (Ростов-на-Дону, Курск и т.д.).

Несколько лет пытался раскрутить «Можайские маневры» С.Уланович, но значительного успеха не добился. Да и далековато все же Можайск. И все. Даже то малое, что как-то пытается инициироваться, наталкивается на противодействие частных командиров, неспособных договориться между собой, зачастую преследующих свои частные амбициозные цели.

Многие командиры сетуют на крайне малый приток новых кадров. А откуда же им взяться, если нет городских выходов? И, даже если они случаются по заказу, полностью отсутствует момент общения со зрителями, выборочная раздача простеньких «агиток, вербовочных листов». А может быть стоит на это время поставить столик и спровоцировать «вербовку рекрутов»? И антуражно и может принести пользу. Доводы типа «кто хочет – найдет по интернету» - заблуждение. Не находят.

Теперь о познавательном и культурном аспектах. В течение каждого года проводятся научно-практические конференции по разным направлениям. Например, в Бородинской панораме по наполеонике, в Фонде русского зарубежья – по Первой мировой и Гражданской, в ГИМе – по более отдаленным временам. Много ли там присутствует реконструкторов? Человек по 10-15, не более. О чем это говорит?

Посещение различных выставок, концертов, спектаклей. А есть очень привлекательные. Например, в том же Фонде русского зарубежья прошел двухдневный фестиваль песни «Белая лира». Вот слова одного из наших товарищей, на нем побывавшем: - «… Господа, какой восторг! Первая часть - в основном, песни «офицерского собрания» (черные гусары, 12-й кав. дивизии и т. д.), вторая - в основном «белогвардейские». Вечер был в маленьком, уютном зале, концерт получился замечательный…».

Регулярно в больших залах идут концерты Олега Погудина – на мой взгляд, лучшего российского тенора, исполняющего наши романсы и наши песни – от «Прощания славянки» до «Белой акации». Ходили?

Неотъемлемой частью полковой жизни на зимних квартирах были балы. К счастью имеем возможность раза 2-3 в сезон на них бывать, в т. ч. на проходящих в роскошных помещениях Культурного центра ВС РФ – бывшем Е дворце. На балах, как известно, не обязательно всем танцевать – разговоры, знакомства, буфет и карты – кому что. Еще 2-3 года назад пестрело в глазах от мундиров, теперь…

Замечу, что все дамы и барышни, причастные к Движению, с особым удовольствием ходят и ездят на всякие интересные и красивые мероприятия. И развивать это участие необходимо в полной мере, если мы хотим жить в своем маленьком, но нормальном обществе . И детей своих приучать к тому же. Слава Богу, примеры у нас есть (см. фото).

Кроме зимних балов появляется практика мероприятий «праздник в усадьбе». Таковой состоялся, например, 12 июня в знаменитом Архангельском. Пикник, игры, катания, общение, танцы и песни на воздухе в антураже 19-го века – прелестно (см. фото). Но снова приехали далеко-далеко не все, кто мог бы.

Резюме.

На мой взгляд, Движение ныне переживает период упадка, что я пытался показать на примерах. Однако упадок всегда сменяется возрождением и предпосылки для этого у нас есть. На смену уставшим лидерам и командирам (основная часть которых перешагивает или уже перешагнула 50-летний рубеж) приходят молодые и энергичные. Наиболее толковые и порядочные из них при Божьей и нашей поддержке сумеют преодолеть нынешнюю раздробленность и апатию Движения, возродить его…

В изложенных здесь соображениях я не претендую на истину в последней инстанции. Если у кого-то есть возражения, дополнения, мысли – всегда готов обсудить и напечатать.

А закончить хочется словами С.Ченныка (статья главного редактора военно-исторического журнала « Military Крым», №10): - «…Отношение к предкам, к их памяти показывает современный уровень развития нации. Сегодня многие и многое в этой самой памяти пересматривают. К сожалению, не всегда объективно. Мы становимся свидетелями, к каким трагедиям в современном неспокойном мире может привести игнорирование или, тем более, переписывание истории. Окунувшись в историю, начинаешь осознавать, как нужно любить себя и свою страну, которую, поверьте, кроме нас самих никто не любит. Более того, при случае, о нашу память (а значит и об нас!) могут и ноги вытереть. Недавно в одной из многих англоязычных исторических телепрограмм зашла речь о величайших морских трагедиях XX в. С надрывом говорили о немецких гражданах, погибших на борту "Вильгельма Густлова", "Гойи" и "Штойбена", помянули "Титаник", но ни единым словом не вспомнили тысячи русских, украинцев, крымских татар, людей многих других национальностей, которых отправили на дно Черного моря немецкие летчики в 1942 г . во время эвакуации из Севастополя на транспорте "Армения". Они нас даже не считают...

Но, признаемся, мы и сами даем повод для того, чтобы нас не считали и с нами не считались. И тут тоже за примерами далеко ходить не нужно: в ноябрьские дни 2008 г . в мире начались мероприятия в память 90-летия окончания 1-й мировой войны. Размах гигантский: высшие государственные чиновники, политики, массы людей. Бельгия, Франция, Великобритания - первые новостные ролики только об этом. И только у нас, «родства не помнящих» тишина и покой. А ведь наши предки называли эту войну «Великой» и с ее событий началась та трагедия, которая, развалив четыре империи, не может закончиться по сегодняшний день. Увы. У нас все меньше остается истории. Минимальное число действительно качественных исторических ТВ-программ, которые хоть в какой-то степени вызывали интерес, все больше и больше вытесняются безвкусными и бессовестными шоу.

Всем известен лозунг времен Римской империи: «Хлеба и зрелищ!» Это был девиз римского плебса. Патриции понимали: чтобы удержать в повиновении народ и успешно управлять людьми, нужно, во-первых, чтобы люди были сыты (или, хотя бы, не слишком голодны), и, во-вторых - постоянно запудривать мозги доверчивым гражданам всевозможными кровавыми зрелищами. Недаром один из эмоционально-культурных вариантов перевода фразы звучит более современно: «Жрать и ржать». И наших детей учат идти по жизни уже не наши герои, а личности серые, часто аморальные, но богатые. А потом мы бьемся в поисках ответов: почему у нас молодежь не такая, а детская преступность захлестывает страну. Для реализации проектов, в том числе и по военной истории, у энтузиастов нет денег, а у богатых - желания. Прошлое довлеет над нами. Оно не отпускает нас. И все-таки пока есть люди, способные осознать самого себя через свое прошлое, значит, что у нас сохраняется надежда на будущее».

И эти люди – мы, жители страны под названием Реконструкция.

 

P . S .

Еще немного о Бородино

Страсти закипели с началом года снова.

Во-первых. Координационный совет (КС). Состав определен, но слишком много было вокруг него страстей, чтобы не высказаться по этому поводу. Итак. Любой орган может быть сформирован исключительно одним из двух способов: избранием его членов или их назначением. Вопрос об избрании не стоит – сложно технически. Тогда назначением. По своей сути КС призван согласовывать и координировать с администрацией музея все аспекты работы реконструкторов во время проведения праздника, причем совершенно официально, в т.ч. на основании заключаемого договора. Договор заключается между двумя сторонами, двумя организациями – музеем и МВИА. Если идти цивилизованным путем, то члены КС должны быть назначены руководителями этих двух организаций из состава этих организаций и эти назначения обсуждению не подлежат. Да, должен быть период подачи заявок и предложений от кого угодно и на кого угодно, но окончательное решение принимают только эти два человека . Причем, естественно, только в рамках своих должностных полномочий – директор музея назначает людей от музея, президент ассоциации назначает людей от ассоциации, включая лиц, по каким-то причинам не входящих в состав ассоциации, но являющихся членами Движения реконструкции. Разумеется, президент не может своим решением включать (или не включать) в КС сотрудников музея, а директор не может своим решением включать (или не включать) в КС членов движения реконструкции. Это, на мой взгляд, единственный на сегодня цивилизованный путь формирования легитимного КС. И, если бы это было своевременно объявлено и выполнено, удалось бы избежать всех волнений, обид и пересудов.

Во-вторых. Уже сейчас вызывает удивление позиция части членов КС по некоторым принципиальным вопросам. Например, вопрос о размещении кавалерийского лагеря. Дело даже не в охренительном неудобстве для взаимного общения пехоты и кавалерии, которое во внимание не принимается, и мнение озвучивается в переводе на русский язык так – хрен с вами, дорогие коллеги, походите эти километры туда-сюда, ничего с вами не случится, где-то даже полезно. А с каким трудом вроде бы решился вопрос об образцовом кавалерийском лагере? И как решился? Теперь вместо двух лагерей получили три! Но, как я говорил выше, дело даже не в этом.

Напомню, что одной из важнейших задач МВИА (и ее членов) является всемерная пропаганда военной истории, знаний и, естественно, Движения реконструкции – смотри Устав МВИА. Участие в организации и проведении Бородинских праздников является для реконструкторов наполеоновской эпохи главным мероприятием каждого года и должно быть максимально с этой точки зрения эффективным. Очевидно, что для решения этой задачи должны быть задействованы все реконструкторские ресурсы. В их числе крайне важные и весьма привлекательные для зрителей помимо реконструкции самого сражения. Замечу, что здесь мы, в первую очередь, выполняем социальный заказ, а для «войны для себя и без зрителей» много другого времени и мест, что реализуется в течение года. Так вот, в числе наиболее важных и весьма привлекательных для гостей праздника событий, является общение с реконструкторами и осмотр лагерей, причем в течение двух дней. Реализовать это достаточно просто, применив предлагаемую (или иную, но сохраняющую общий замысел) схему размещения. Здесь зрители знакомятся со многими аспектами жизни армии того времени, видят целую панораму громадного лагеря серьезного Движения реконструкторов. И многие начнут относиться к Движению более серьезно, а не как к «ряженым», появившимся на сцене из-за условных кулис на «баталию», и там же сгинувших в конце.

Интересно, что эта идея поддерживается значительным числом руководителей клубов, но встречает сопротивление части членов КС. Замечу, что сопротивление в ее реализации (подчеркиваю, что речь идет именно об идее, а не о конкретной схеме размещения) приходит в противоречие с целями и задачами МВИА, ее Уставом и может квалифицироваться некогда популярным термином «вредительство», что, как известно, влекло за собой санкции в виде «10 лет без права переписки». А если еще добавлялся «шпионаж в пользу Японии», то и вообще высшую меру. Я не думаю, что здесь имеет место шпионаж в пользу Японии, но вопрос о «вредительстве» вполне мог бы стать темой обсуждения на очередном Совете МВИА.

Кстати, доводы о невозможности использовать предлагаемое для размещения поле трудно принимать всерьез – если использовать хотя бы толику имеющегося у ассоциации (не знаю, как у музея) административного ресурса, то вопрос о недельной аренде этого несчастного гектара земли даже вопросом в приличном месте назвать стыдно. И вообще, говорить о невозможности чего-либо можно лишь тогда, когда все способы уже опробованы.

В-третьих. О статусе мероприятия. Как уже говорилось везде и неоднократно, это крайне важно и для нашего движения, т.к. чем выше статус мероприятия, тем выше статус и его участников. Кстати, вспомните сказанные именно там, перед Бородино, слова Наполеона: - «Воины! … Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвой».

Опять-таки находятся руководители, которые считают, что не надо ничего делать, статус поднимется сам собой. Похоже, что они статус мероприятия путают с членом. Только он сам поднимается, причем по утрам, а статус надо поднимать специально, включая это в программу подготовки праздника. Здесь и «вытаскивание» на этот день всех мало-мальски значительных и известных людей, до кого можно достучаться по личным и другим связям. И интенсивнейшая заблаговременная реклама во всех видах, и работа с прессой и т.д. и т.п. – нет смысла перечислять, все уже давно расписано даже в примитивной теории PR проектов. И дело, как всегда, не в бюджете, в этом году ограниченном. А тоже, как всегда, в полном нежелании проявить инициативу, творческий подход, приложить руки и голову. Как было просто, когда были деньги – девочек-барабанщиц привезти, военные оркестры – никаких проблем. А чтобы наполнить ярмарку, пригласить художественные коллективы на эпоху, еще что-то антуражное придумать – так их всех искать надо, связываться, оговаривать условия и правила игры – работать надо, а вот на это как раз желающих не находится.

Резюме. Глобальные (и не в пользу нашего дела) результаты существующего подхода к организации праздника ждать себя не заставят, поверьте.

Обсуждение статьи - на нашем форуме.

наверх

Книги, подготовленные и изданные стараниями клубов. Книги, подготовленные и изданные стараниями клубов. Книги, подготовленные и изданные стараниями клубов. Книги, подготовленные и изданные стараниями клубов. Книги, подготовленные и изданные стараниями клубов.
Книги, подготовленные и изданные стараниями клубов.
 
Праздник Московского корпуса в Сокольниках. 1993 (?). В первом ряду: А. Таланов, П. Космолинский, В. Гришунин. Во втором ряду: С. Шпагин, К. Шишиц Чины Московского корпуса на могиле М.Д. Скобелева в Рязанской области. 1993 (?) год.
Праздник Московского корпуса в Сокольниках. 1993 (?). В первом ряду: А. Таланов, П. Космолинский, В. Гришунин. Во втором ряду: С. Шпагин, К. Шишиц.
Чины Московского корпуса на могиле М.Д. Скобелева в Рязанской области. 1993 (?) год.
Праздник 200-летия Московского гренадерского полка. С. Уланович, А. Таланов, В. Семченко с сыном. Проход по бульвару на Старой площади к памятнику гренадерам - героям осады Плевны. А. Валькович и О. Соколов на том же празднике у гостиницы Россия.
Праздник 200-летия Московского гренадерского полка. С. Уланович, А. Таланов, В. Семченко с сыном. Проход по бульвару на Старой площади к памятнику гренадерам - героям осады Плевны.
А. Валькович и О. Соколов на том же празднике у гостиницы "Россия".
Участники Чины Московского корпуса у здания ЦМВС в день празднования памяти А.В. Суворова.
Участники "Полтавского похода" 1989 года. В первом ряду: Г. Кокунько (гл. редактор газеты "Станица"), П. Космолинский, О. Соколов, И. Карасёв (крайний справа - руководитель Донского военно-исторического клуба).
Чины Московского корпуса у здания ЦМВС в день празднования памяти А.В. Суворова.
Женщины и дети в Движении реконструкции. 2006 - 2009. Женщины и дети в Движении реконструкции. 2006 - 2009. Женщины и дети в Движении реконструкции. 2006 - 2009. Женщины и дети в Движении реконструкции. 2006 - 2009. Женщины и дети в Движении реконструкции. 2006 - 2009. Женщины и дети в Движении реконструкции. 2006 - 2009. Женщины и дети в Движении реконструкции. 2006 - 2009. Женщины и дети в Движении реконструкции. 2006 - 2009.
Женщины и дети в Движении реконструкции. 2006 - 2009.
 
Балы в Москве Балы в Москве Балы в Москве
Балы в Москве.
 
  Праздник в усадьбе Архангельское. 2009 год. Праздник в усадьбе Архангельское. 2009 год. Праздник в усадьбе Архангельское. 2009 год. Праздник в усадьбе Архангельское. 2009 год.
Праздник в усадьбе Архангельское. 2009 год.
 
  Примерная схема расположения лагеря в Бородино.
Примерная схема расположения лагеря в Бородино.
наверх
 
© КИР "Литовский уланский полк". Вебдизайн Федора Драгоненко.